Черный список поставщиков – как не попасть в РНП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Черный список поставщиков – как не попасть в РНП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Основания для попадания в Реестр недобросовестных поставщиков

В реестр добавляют участников по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Если говорить про первый закон, то главное основание — отказ от заключения контракта. Да так бывает: участник стал победителем закупки, но отказывается выполнять условия. Например, изменились условия и пришло понимание, что это стало невыгодно.

Если говорить про 44-ФЗ, то в госзакупках для это 2 основные причины:

  • Отказ от заключения контракта. Иногда это происходит не как умысел, а просто поставщик не успевает вовремя оформить документы или внести деньги на обеспечение контракта. Так как на все это дают 5 рабочих дней.

  • Нарушения условий договора. Конечно, заказчики вряд ли начнут процесс расторжения контракта из-за небольших недочетов, но бывает и такое. Стоит понимать, что в госзаказчиками трудно договариваться. Это не коммерческие структуры и иногда там просто невозможно найти взаимопонимание. Поэтому старайтесь максимально строго выполнять все условия договора.

Кто ведет учет недобросовестных поставщиков в реестре?

Законодатель не включил в свод текущих законов Российской Федерации точного определения понятия “недобросовестный поставщик”. Также отсутствует четкое определение, как вести их учет. Это не значит, что в стране отсутствует законодательная база по этому направлению. Ниже приводим список подзаконных актов, согласно которым Правительством РФ определено, что ведение РНП отнесено к ведомству Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации (ФАС РФ).

Именно ФАС является официальным государственным органом, уполномоченным вести РНП. Соответственно ФАС рассматривает от заинтересованных или пострадавших организаций все заявления с обращениями или жалобами о внесении, либо об исключении из этого реестра. В регионах России информацию в РНП вносят по представлению территориальных органов антимонопольной службы.

Какими законами регулируется ведение РНП?

Чтобы корректно решать вопросы с ФАС, возникающие из-за внесения предприятия или индивидуального предпринимателя в один из трех реестров недобросовестных поставщиков, необходимо знать перечень юридических документов, в которых законодатели и министерства РФ определяют порядок ведения т.н. “черных списков” поставщиков, подрядчиков или исполнителей.

Приводим сводку законодательных оснований по трем реестрам:

  • По Федеральному закону № 44-ФЗ РНП регулируется постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г. (ПП-1062)
  • По сделкам в рамках Федерального закона № 223-ФЗ реестром недобросовестных поставщиков управляют согласно постановления Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. (ПП-1211)
  • Реестр недобросовестных подрядных организаций в области ремонта жилого фонда регулируется постановлением Правительства РФ №615 от 01.06.2016 г. (ПП-615)

Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой черный список ненадежных участников закупок. Он размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС).

Для участников занесение в такой реестр означает одно – они лишаются возможности участия в закупочных процедурах на два года. Конечно же, это негативный момент, и довольно часто участники закупок пытаются оспорить их внесение в РНП в суде.

Для заказчиков РНП – возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Это связано с тем, что Законом № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений в РНП как по названному закону, так и по Закону № 44-ФЗ[1].

Причем можно использовать и оба названные реестра, и любой из них. Соответственно, можно отклонить заявку от участника, сведения о котором включены в данные реестры.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестра по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Читайте также:  Расчет и уплата авансового платежа по УСН за 1 квартал 2023 года

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, – ФАС в ЕИС.

Сведения и информация, подлежащие направлению в ФАС.

Перечень сведений, подлежащих передаче в ФАС в рассмотренных выше случаях, утвержден Постановлением Правительства РФ № 1211.

В частности, автономное учреждение должно направить следующие сведения:

1. Наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество физического лица, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут.

2. Данные о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица – страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и офиса – для юридического лица. Если же сообщение готовится в отношении физического лица, дополнительно нужно указать квартиру, где оно зарегистрировано.

3. Идентификационный номер налогоплательщика или согласно законодательству соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).

4. Дату подведения итогов закупки (если победитель закупки уклонился от заключения договора) либо дату признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник, подавший заявку на участие в закупке, или участник, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвующий во всех этапах, уклонились от заключения договора (если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор).

5. Дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.

6. Сведения о договоре:

  • наименование товаров (работ, услуг);
  • код по ОКПД 2 (с обязательным заполнением разделов, классов, а также возможным заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ));
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • код валюты договора.

7. Дату расторжения договора с указанием основания (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения (решения суда).

К этим сведениям необходимо приложить следующие документы:

  • копию протокола (иного документа, если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора, например, копию решения суда.

Итак, реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС, а заказчики направляют в данный орган информацию и сведения о победителях закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также об участниках, недобросовестно исполняющих условия договора, если в связи с этим договор был расторгнут по решению суда. Представлять сведения нужно в течение 30 календарных дней с момента истечения срока подписания договора или в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора в судебном порядке (со дня вступления в силу решения суда). За нарушение указанных сроков, как и за несообщение в ФАС о недобросовестных поставщиках или «уклонистах», для заказчиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

[3] «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Односторонний отказ Заказчика или расторжение по решению суда

Такое случается, когда поставщик заключил контракт, но существенно нарушил его условия, не выполнил взятые на себя обязательства.

  • По 44-фз заказчику при наличии оснований достаточно отказаться от исполнения контракта, разместить решение в ЕИС и, в случае не устранения нарушений поставщиком, подать сведения в ФАС.

ФАС вызовет поставщика и заказчика на комиссию и рассмотрит вопрос о включении в РНП. К этому моменту важно иметь обоснованную позицию, документы и защитить интересы своего бизнеса, в том числе с помощью юриста.

  • По 223-фз при исполнении контракта в РНП включают только на основании решения суда. С 2022г. дополнительное основание – если вы отказались от поставки по договору, заключенному с компанией, в отношении которой ввели санкции. Суд в данной ситуации не нужен, достаточно Вашего неосмотрительного отказа.

Поставщик может столкнуться с разными ситуациями в ходе исполнения контракта, в том числе с нарушением сроков, поставкой товара/ выполнением работ, не отвечающих всем условиям контракта.

Читайте также:  Взял кредит для друга, а он не платит: что делать?

Когда можно обратиться с требованием об исключении из Реестра

По общему правилу компанию, попавшую в Реестр, исключат через 2 года. Срок считается со дня включения.

Однако присутствует ряд ситуаций, в которых допустимо исключение из РНП раньше срока — процедура возможна только через суд. Но для этого поставщику придется собрать доказательную базу и подтвердить, что он не нарушал обязательства, или это произошло не по его вине.

Допустим, между компаниями был заключен договор на поставку молочной продукции. Заказчик принял ее и подписал соответствующие акты, подтверждающие отсутствие претензий к качеству товара. В последующем была направлена жалоба на поставщика в связи с тем, что продукция не соответствует требованиям сертификации. ФАС рассмотрела обращение и включила компанию в РНП. Однако поставщик обратился в суд, предоставив акты приема товара. Заявление было рассмотрено, после чего компанию исключили из Реестра. Суд обосновал это тем, что заказчик принял предоставленную в рамках контракта продукцию, и у него не возникло претензий изначально.

Какие могут быть последствия у попадания в реестр?

Когда компания попадает в реестр недобросовестных плательщиков, она получает запрет на участие в государственных и муниципальных закупках. Блокировка длится в течение всех двух лет пока информация о ней значится в РНП. Конечно, если поставщик услуг попал в блэклист по 44-ФЗ, он может участвовать в торгах по 223-ФЗ без ограничений. И наоборот. Если одни компании смогут пережить такие «Тендерные каникулы» без особых финансовых потерь, то для других это может стать фатальным.

Из других неприятных последствий тех, кто попал в реестр, может ждать расторжение договора заказчиком.

Если в обязательных требованиях к участникам значится, что информация о них не должна быть включена в реестр, а побеждает участник, который за время проведения тендера попал в ряды недобросовестных поставщиков, заказчик вправе расторгнуть с ним договор. Он может сделать это на основании всё того же 44-ФЗ (часть 15, пункт 1) в одностороннем порядке.

Основания для внесения в РНП

РНП по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

Поставщик не выполняет условия контракта

Если вы нарушаете условия контракта, заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке или по суду (например, из-за нарушения сроков работ). Если включение в РНП происходит на основе судебного решения, ФАС не рассматривает причины расторжения контракта и не проверяет выводы судей. Максимум через десять рабочих дней поставщик окажется в РНП.

Если вы не согласны, что просрочка или другое нарушение произошли из-за вас, защищайте свои права в следующей инстанции. Сохраняйте и используйте все письма и документы, которые доказывают, что вы нарушали условия не по своей вине.

Также есть неочевидная ситуация, когда появляется риск попасть в РНП. Заказчик предлагает вам расторгнуть контракт не по обоюдному согласию, а по инициативе с его стороны. Не соглашайтесь на это, так как формально в этом случае заказчик даже без решения суда отправит сведения о вас ФАС.

Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков?

Согласно части 2 статьи 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как и прежний закон № 94-ФЗ, закон № 44-ФЗ предусматривает включение недобросовестных поставщиков в реестр сроком на два года (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В течение этих двух лет компания, включенная в такой реестр, не вправе участвовать в госзакупках (ч. 6 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков тоже не изменилась: в зависимости от основания госзаказчик передает в ФАС России документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта. Если же речь идет об оборонном заказе, то данные документы госзаказчик передает в Рособоронзаказ (п. 3 постановления Правительства РФ от 26.08.13 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок »). Далее проводится проверка и соответствующий государственный орган выносит решение о включении или об отказе во включении компании в реестр недобросовестных поставщиков.

Читайте также:  Больничный лист в 2023 году: изменения, порядок расчета и оплаты

Но нужно учитывать одно существенное изменение – теперь при принятии решения о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков в реестр попадут еще и фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, а также лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа компании – участника закупки (п. 2 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Включение в реестр при существенном нарушении условий контракта

Еще одно основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков – нарушение компанией своих обязательств по уже заключенному контракту. Причем если в случае с уклонением от заключения контракта у компании есть шансы доказать, что она добросовестно пыталась принять все возможные меры к тому, чтобы контракт все-таки был подписан, то при установлении существенного нарушения заключенного контракта избежать включения в реестр почти невозможно.

Основание – судебное решение о расторжении контракта. Согласно закону № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков должна быть включена информация о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Здесь речь идет о ситуации, когда суд расторгает контракт из-за существенного нарушения условий контракта со стороны поставщика. В пример можно привести следующую ситуацию: подрядчик, заключивший муниципальный контракт, при выполнении работ отступил от техзадания. В самом контракте была предусмотрена возможность его расторжения в судебном порядке, в том числе в случае выполнения подрядчиком работ с отступлениями от требований техзадания. Госзаказчик обратился в суд с иском о расторжении контракта и получил решение в свою пользу. На основании решения суда сведения о подрядчике были включены в реестр недобросовестных поставщиков (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.13 по делу № А21-2779/12). Таким образом, расторжение контракта в судебном порядке при условии нарушения участником закупок обязательств ведет к безоговорочному включению информации о таком участнике в реестр.

28 января Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос о том, допустимо ли вообще включать в госконтракт третейскую оговорку (дела № А40-148581/2012, А40-160147/2012).

Существует только одна уловка в такой ситуации – предусмотреть в контракте с госзаказчиком третейскую оговорку. Шансы, что госзаказчик согласится на это, минимальны (в основном госзаказчики стараются придерживаться условий своих типовых договоров). Но, как показывает судебная практика, иногда они все-таки соглашаются на такой вариант (чаще всего третейская оговорка встречается в московских госконтрактах). Дело в том, что, по мнению арбитражных судов, в норме закона, позволяющей включить компанию в реестр недобросовестных поставщиков из-за того, что контракт с ней был расторгнут по решению суда, речь идет только о государственных судах, но не о третейских. Поэтому даже если третейский суд установит со стороны поставщика существенное нарушение условий контракта и вынесет решение о его расторжении, это не будет являться основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (постановления ФАС Московского округа от 05.11.13 по делу № А40-159394/12-152-1169, от 12.09.13 по делу № А40-159392/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.13 по делу № А40-172048/2012). В пример приведена судебная практика по применению части 2 статьи 19 закона № 94-ФЗ, которая предусматривала норму, аналогичную части 2 статьи 104 закона № 44-ФЗ.

Это не значит, что теперь поставщик не может отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Такой отказ возможен, но только если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 закона № 44-ФЗ).

Основание – односторонний отказ заказчика. Раньше закон № 94-ФЗ предусматривал возможность включения участника закупки в реестр «в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта». Это предполагало возможность включения в реестр в случае отказа от контракта любой из сторон. Теперь же поставщик может попасть в реестр, только если заказчик откажется от контракта из-за существенного нарушения поставщиком взятых на себя обязательств (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Но нужно учитывать, что эта норма не нашла и вряд ли найдет широкое применение по причине нежелания заказчиков отстаивать и обосновывать в суде причины одностороннего отказа от контракта. Гораздо охотнее заказчики будут пользоваться проверенным инструментом расторжения контрактов в судебном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *