Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перечень нарушений бюджетного законодательства, влекущих применение мер принуждения, указанных в БК, не является исчерпывающим. Помимо Кодекса они могут содержаться в федеральных законах. Нарушение бюджетного законодательства является основанием для привлечения виновного к административной ответственности при наличии признаков административных правонарушений, содержащихся в ст. ст. 7.29, 15.14, 15.15, 15.16, 19.7 КоАП РФ. Нарушение бюджетного законодательства при наличии состава преступления является основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности по ст. ст. 285.1, 285.2 УК.

Невыполнение требований представлений органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Исходя из положений ст. 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Напомним, что порядок составления и направления представлений регламентируется:

  • для органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля – положениями Бюджетного кодекса;

  • для органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля – положениями федеральных законов от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Регулирование ответственности в сфере бюджетных правонарушений

В общем регулирование процесса привлечения к финансовой ответственности происходит на подзаконном уровне. В число нормативных актов входят приказы Минфина России.

Замечание 2

Административная ответственность может наступать за соответствующие нарушения бюджетного законодательства, которые включают признаки одного из административных правонарушений.

КоАП РФ закрепляет несколько составов нарушений в бюджетном законодательстве: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; нарушенные сроки возврата средств, получение которых обусловлено возвратной основой; нарушенные сроки оплаты за использование бюджетных средств.

Функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере осуществляются Росфиннадзором, который занимается рассмотрением дел об административных правонарушениях. Это касается любых получателей средств федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов.

Замечание 3

Иногда наступает уголовная ответственность, которая предусмотрена за определенные нарушения бюджетного законодательства. УК РФ призван устанавливать ответственность, наступающую за нецелевое применение средств из бюджета, внебюджетных фондов государства.

В число мер уголовной ответственности в этой сфере необходимо включить все нарушения бюджетного законодательства, которые включают признаки преступлений. Может быть наложен арест, штраф, лишение свободы определенных лиц, лишение права занимать определенную должность, вести соответствующую деятельность.

Нарушения, связанные с кредитованием из бюджета

Еще одна группа нарушений бюджетного законодательства включает нарушения, связанные с предоставлением средств бюджетов на возвратной основе, т.е. с бюджетным кредитованием.

Нарушения возможны, во-первых, со стороны получателя кредита при его использовании и возврате и, во-вторых, со стороны государственных органов и должностных лиц, предоставляющих кредит.

БК РФ предусмотрены в качестве нарушений бюджетного законодательства невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290 БК РФ), и неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291 БК РФ).

При предоставлении бюджетных средств отношения сторон переходят границы бюджетного процесса, так как получатель кредита — это не участник бюджетных правоотношений (ст. ст. 6, 76, 77 БК РФ). Кроме того, отношения сторон при предоставлении бюджетного кредита оформляются путем заключения гражданско-правового договора. Видимо, по этой причине в списке оснований для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства в ст. 283 БК РФ невозврат кредитов и неперечисление платы за кредит отсутствуют.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, являются одними из немногих видов нарушений бюджетного законодательства, за которые КоАП РФ установлена административная ответственность.

Комментарий к ст. 306.1 БК РФ

Комментируемая статья предусматривает понятие бюджетного нарушения и закрепляет исключительно важный принцип наступления ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Необходимо учитывать, что глава 29 БК РФ введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ вместо главы 28.

Действующая до этого редакция БК РФ устанавливала понятие «нарушение бюджетного законодательства» как нарушение лишь норм БК РФ. Вместе с тем нормы бюджетного законодательства Российской Федерации содержатся и в иных нормативных правовых актах, входящих в структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, и могут быть нарушены действиями (бездействием) не только участников бюджетного процесса, но и иных лиц, при этом такие нарушения влекут применение не только бюджетно-правовых, но и иных мер ответственности.

В этой связи вместо указанного понятия в главе 29 БК РФ введено понятие «бюджетное нарушение», которым признается совершенное в нарушение всех актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджетов, действие (бездействие) финансовых органов, главных администраторов бюджетных средств. Ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, должна определяться иными отраслями законодательства.

Нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации также влекут применение мер ответственности, предусмотренных КоАП РФ (ответственность за уголовные правонарушения, посягающие на нормы бюджетного законодательства Российской Федерации, регулируется исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации). При этом привлечение государственного органа (органа местного самоуправления), являющегося участником бюджетного процесса, к ответственности за совершение бюджетного нарушения не освобождает его должностных лиц от административной ответственности за связанное с ним административное правонарушение.

Отзывы студентов о нашей работе

Охрана труда – законодательная обязанность любого работодателя. Он должен не только соблюсти необходимые условия, в которых должен трудиться его персонал, но и поддерживать их, обеспечивая соответствие регламенту специальных нормативно-правовых актов.

Если работодатель или его подчиненные, ответственные за сферу охраны труда, пренебрегают этой обязанностью, это чревато законодательными санкциями. Для защиты интересов работников в области охраны труда предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и материальная формы ответственности.

Что грозит работодателям за несоблюдение норм Трудового кодекса по охране труда, читайте в этой статье.

Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:

  • ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
  • ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
  • ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
  • ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
  • ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.

Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.

Когда имеет место нарушение трудовой дисциплины, говорят о дисциплинарной ответственности, в том числе и в трудоохранной сфере. К такому виду ответственности можно привлечь как работника организации, так и должностное лицо.

СПРАВКА! Дисциплинарные нарушения занимают первое место по распространенности среди прочих отклонений от соблюдения трудовых норм.

Материальная ответственность – это возмещение ущерба, нанесенного вследствие виновных действий, какая бы сторона, работник или работодатель, ни нанесла этот ущерб.

Поскольку мы говорим о работодательской ответственности, рассмотрим, в каких случаях работник может получить компенсацию за нарушение охраны труда:

  1. Работодатель незаконно не позволяет работнику выполнять его обязанности. В этом случае работнику должна быть выплачена недополученная им заработная плата.
  2. Работодатель причинил ущерб имуществу сотрудника. Компенсация рассчитывается исходя из рыночных цен на день совершения нарушения. Ущерб можно возместить не только деньгами, но и в натуральной форме, если работник на это согласен.
  3. По вине работодателя работник ухудшил здоровье. Будет оплачено лечение и восстановление здоровья, если страховка не покроет этих затрат.
  4. Работодатель не совершил положенные выплаты вовремя. Если нарушены сроки уплаты зарплаты, отпускных, увольнительных и т.п., эти выплаты придется возместить с процентами за просрочку.

Самые строгие кары нарушителям правил охраны труда предусмотрены как раз в уголовной области права, ведь несоблюдение этих требований может привести к значительным повреждениям здоровья людей и даже к их гибели. Руководитель попадет под уголовную ответственность, если одновременно соблюдены 2 условия:

  • в результате нарушения сотрудник получил тяжелую (именно тяжелую, легкие травмы не требуют уголовного расследования) или смертельную травму;
  • следственный комитет признал руководителя ответственным за нарушение гостребований по охране труда, в результате чего имел место несчастный инцидент.

Наказание на специалиста по охране труда и/или руководителя организации налагается в зависимости от наступивших последствий и особенностей самого несчастного случая:

  1. Из-за несоблюдений требований по охране труда здоровью причинен тяжкий вред. В этом случае ответственность может быть следующей:
    • штраф до 400 тыс. руб. или зарплаты виновного за полтора года;
    • исправительные или принудительные работы сроком до 1-2 лет;
    • лишение свободы на 1 год с ограничением права заниматься той или иной деятельностью или без такого ограничения.
  2. По неосторожности лица, ответственного за охрану труда, погиб 1 человек. Суд может присудить виновному:
    • принудительные работы до 4 лет;
    • лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенную должность до 3-летнего срока.
  3. По причине недостаточной охраны труда погибло 2 и более людей. Наказание еще более ужесточается:
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы до 5 лет с лимитом на соответствующую деятельность до 3 лет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Серьезные наказания предусмотрены УК РФ также за нарушения правил соблюдения противопожарной безопасности, что тоже относится к нормам охраны труда (ст. 219 УК РФ).

В статье 419 Трудового кодекса РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: «Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».

Дисциплинарная ответственность — статья 90, 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. Дисциплинарный проступок – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя. Нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности работника, в действиях которого нет умысла или неосторожности при нарушении норм по охране труда. Наиболее распространенными дисциплинарными проступками работников в сфере охраны труда являются – нарушение правил по охране труда, содержащихся в инструкциях. К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены помимо работников и должностные лица организации, в чьи обязанности входит обеспечение безопасных условий труда в организации, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение данных обязанностей.

Читайте также:  На какие выплаты можно рассчитывать при увольнении?

Материальную ответственность несут работники, по вине которых причинен предприятию ущерб при исполнении трудовых обязанностей. Возмещению подлежит лишь прямой действительный ущерб при наличии вины работника, его противоправного поведения, причинной связи между таким поведением и возникшим ущербом. Эти общие принципиальные положения относятся и к случаям материальной ответственности работников в связи с нарушениями законодательства по охране труда. Например, можно привлечь к материальной ответственности руководителя подразделения предприятия (начальника цеха, мастера и др.), по вине которого рабочий получил производственную травму. Работники возмещают причиненный ущерб в полном размере, но, как правило, не более своего среднего месячного заработка, за исключением тех случаев, для которых законодательством установлен более высокий предел материальной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность возникает за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившим вред, в полном объеме. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц (Ст. 8 ГК РФ). Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ). Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (Ст. 151 ГК РФ).

В Уголовном кодексе за нарушение требований охраны труда, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью работника, предусмотрено наказание в виде штрафа в удвоенном размере — до 400 тысяч рублей. Если такое нарушение привело к смерти одного или нескольких работников, то виновник может быть наказан принудительными работами на срок до 4 и 5 лет, соответственно, либо лишением свободы на тот же срок. Эти изменения изложены в новой редакции ст. 143 Уголовного кодекса РФ и уже вступили в действие.

Самые большие изменения произошли в установлении мер административной ответственности. С 2015 года установлена различная ответственность за разные виды административных правонарушений трудового законодательства. В КоАП добавлена новая статья – ст.5.27.1, которая устанавливает отдельные меры административной ответственности за нарушения именно в сфере охраны труда. В ней указываются следующие размеры штрафов, накладываемых на должностных и на юридических лиц соответственно:

— за нарушение государственных нормативных требований охраны труда — на должностных лиц до 5 тысяч рублей, юридических лиц — от 50 до 80 тысяч рублей;

— за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение — от 5 до 10 тысяч рублей и от 60 до 80 тысяч рублей;

— за допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров — от 15 до 25 тысяч рублей и от 110 тысяч до 130 тысяч рублей.

Согласно ст. 419 ТК РФ лица, виновные в наруше­нии трудового зак-ва и иных НПА, содержа­щих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и (или) материальной ответственности в порядке, установленном ТК, иными федераль­ными законами, а также могут привлекаться к граждански-правовой, администра­тивной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Материальная ответственность как работника, так и работодателя на­ступает при нарушении трудового законодательства, иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, т. е. при виновном противоправ­ном поведении одной стороны трудового договора, в результате чего причинен ущерб другой стороне.

Дисциплинарная ответственность работников наступает за нару­шение трудовой дисциплины, то есть за совершение дисциплинарного про­ступка. Понятие дисциплинарного проступка и перечень дисциплинарных взысканий закреплены в ст. 192 ТК.

Административная ответственность руководителя, иных должно­стных лиц организации состоит в применении к указанным лицам мер (ви­дов) административных взысканий за административное правонарушение, что выражается в наложении штрафа на указанных лиц.

Должностные лица (по КоАП) — это руководители и другие работники иных организаций, выполняющие органи­зационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица. Нарушение законодательства о труде и об охране труда в соответст­вии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП влечет за собой штраф на должностных лиц в разме­ре от пяти до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Другой вид административного наказания — дисквалификация срок от 1 до 3 лет — применяется в отношении должностного лица за нару­шение законодательства о труде и об охране труда, если указанное лицо ра­нее уже подвергалось административному наказанию за аналогичное право­нарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП), назначается судьей и заключается в лишении виновного лица права занимать руководящие долж­ности, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом и в иных случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ.

Административная ответственность установлена для работодателя или лица, его представляющего, за следующие административные правона­рушения в сфере труда:

уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение срока их заключения, (ст. 5.28 КоАП); непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением кол­лективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП), за указанные правонару­шения может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 минимальных раз­меров оплаты труда и др.

Если нарушения трудового законодательства и правил по охране труда будут признаны преступлением, то наступает уголовная ответственность. Кон­кретные составы преступлений в сфере труда и охраны труда содержатся в Уго­ловном кодексе РФ. Например, уголовно наказуемы необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольне­ние женщины по мотивам беременности или женщины, имеющей детей в возрас­те до трех лет; невыплата свыше 2 месяцев з/п и иных установлен­ных законом выплат, допущенная руководителем организации из корыстной или иной личной заинтересованности.

ТК предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирую­щих обработку и защиту персональных данных работника (ст. 90 ТК).

Уголовная ответственность предусмотрена за:

— злоупотребление и незаконные действия с информационными данными о частной жизни;

— неправомерный отказ должностного лица в предоставлении доку­ментов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (в том числе работникам) (ст. 140 УК);

— неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной ин­формации (ст. 272 УК).

Обычно ответственность понимается как форма реализации контрольных мероприятий. Такая точка зрения обоснованна. Но сегодня в силу усложнения правоотношений и появления новых концепций связь между финансовым контролем и бюджетной ответственностью не является непосредственной. Не всегда осуществление бюджетного контроля завершается применением ответственности. В свою очередь, ответственность за нарушения бюджетного законодательства иногда может применяться без предварительного проведения контрольных мероприятий.

Разница между бюджетным контролем и ответственностью за нарушения бюджетного законодательства становится яснее после изучения истории правового регулирования данных институтов. Первоначально финансовый контроль являлся заключительным разделом финансового права, «последним… колесом в бюджетном механизме государства». Регулирование ответственности за нарушения, выявленные в ходе финансового контроля, не относилось к сфере финансового права, а контроль выполнял свое назначение «посредством репрессии того или иного характера (чисто нравственной, частно-правовой, уголовно-правовой)». Появление в современном российском финансовом законодательстве норм, регулирующих применение ответственности и устанавливающих санкции (меры принуждения) за нарушения в бюджетной сфере, налоговые правонарушения, усложнило правовое регулирование, возвело ответственность за нарушения в сфере публичных финансов в ранг отдельного правового института.

На сегодняшний день бюджетные нарушения не являются правонарушениями. Отношения, связанные с привлечением к ответственности за нарушения бюджетного законодательства (иначе – охранительные отношения, связанные с применением бюджетных мер принуждения), не отнесены БК РФ к бюджетным правоотношениям. Таким образом, юридическая ответственность бюджетным законодательством устанавливаться не может. В то же время существует пример налоговых правонарушений, понятие и состав которых установлены НК РФ. Налоговая ответственность выступает как самостоятельный вид юридической ответственности, наряду с административной и уголовной, в силу прямого указания в законе. Однако в налоговом законодательстве, как и в бюджетном, разделяются налоговые правонарушения и нарушения законодательства о налогах и сборах.

Самое заметное отличие бюджетных нарушений от правонарушений в сфере публичных финансов, установленных уголовным, административным и гражданским законодательством, состоит в том, что правонарушения совершаются субъектами, которые не являются участниками бюджетного процесса, а бюджетные нарушения совершаются исключительно участниками бюджетного процесса (финансовым органом, ГРБС, РБС, получателем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета или источников финансирования дефицита бюджета)804.

Следует остановиться подробнее на вопросе о природе бюджетных нарушений. Согласно отечественной правовой доктрине правонарушение является нарушением нормы права, это акт, противный закону.

Бюджетным нарушением является совершенное в нарушение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров, на основании которых предоставляются средства из бюджета, действие (бездействие) финансового органа, ГРБС, РБС, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета или источников финансирования дефицита бюджета, за которое БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Существуют следующие бюджетные нарушения:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;
  • неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;
  • нарушение условий предоставления бюджетного кредита;
  • нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Заметим, что приведенный перечень является очень кратким. Для сравнения имеет смысл вспомнить, что прежняя редакция части четвертой БК РФ сохранялась в почти неизменном виде с момента его принятия в 1998 г. С 2013 г. все нормы, описывающие нарушения бюджетного законодательства, в которых упоминалась административная ответственность, были перемещены в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях уже как административные правонарушения.

В результате указанных изменений законодательства возникли многочисленные коллизии, которые могут служить примером нарушения правил юридической техники. Так, многие специфические термины КоАП РФ уже не используются в бюджетном законодательстве. Это, например, блокировка расходов, уведомления о бюджетных ассигнованиях, уведомления о лимитах бюджетных обязательств. В качестве нарушения бюджетного законодательства ранее выступало несоответствие сводной бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, а также несоответствие уведомления о бюджетных ассигнованиях уведомлению о лимитах бюджетных обязательств. Однако существует обширный перечень оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете, при этом решение принимается самостоятельно руководителем финансового органа. Бюджетные ассигнования являются предельными объемами денежных средств, предусмотренных в текущем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, и, значит, могут отличаться от показателей росписи в меньшую сторону. Словом, на практике несоответствие бюджетных ассигнований расходов бюджета (в пределах общих сумм расходов по разделам бюджетной классификации) является нормальной ситуацией, причем руководители финансовых органов к ответственности за это не привлекаются.

Таким образом, недостатки, устраненные из БК РФ, перешли вместе с текстами статей, описывающих правонарушения, в КоАП РФ. Вспомним, что основным критерием установления уголовной (криминализация), а равно и административной ответственности за те или иные деяния является степень их общественной опасности. Признаком общественной опасности могут выступать антисоциальный характер нарушения, его реальная возможность причинить ущерб охраняемым отношениям. Можно утверждать, что далеко не все из вновь появившихся в КоАП РФ административных правонарушений будут иметь место на практике, высока вероятность того, что они окажутся «спящими», поскольку соответствующие им правонарушения так и не возникнут.

Кто отвечает за протоколы об административных правонарушениях

Полномочия по составлению протоколов.

На основании п. 3 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, вправе составлять инспекторы Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. При выявлении нарушений в ходе контрольных мероприятий протоколы также вправе составлять и должностные лица Федерального казначейства, а в отношении должностных лиц муниципального казенного учреждения – должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих муниципальный финансовый контроль и муниципальных контрольно-счетных органов.

Полномочия по рассмотрению дел об административной ответственности.

Согласно статьям 23.7 и 23.7.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.4 – 15.15.16, рассматривают федеральный орган исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в пределах своих бюджетных полномочий. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, является Федеральное казначейство.

— бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

За нарушение бюджетного законодательства установлены следующие виды ответственности:

  • административная (п. 3 ст. 306.1, п. 7 ст. 306.2 БК РФ);
  • уголовная (за нецелевое использование бюджетных средств) (п. 3 ст. 306.1, п. 7 ст. 306.2 БК РФ);
  • в виде бюджетных мер принуждения (п. 1 ст. 306.2 БК РФ).

Субъектом уголовного преступления является должностное лицо получателя бюджетных средств, а административного правонарушения – должностное лицо получателя бюджетных средств и юридическое лицо, т.е. субъектный состав частично совпадает.

Реакцией на правонарушение является применение меры юридической ответственности. Нарушение бюджетного законодательства, как и правонарушение, – акт, противный закону, но реакцией на него является применение специфических бюджетных мер принуждения.

Заместитель директора Высшей школы государственного управления Финуниверситета, кандидат экономических наук, доцент, начальник кафедры управления финансово-экономической деятельностью и контроля факультета (1997-2006 гг.). Окончил адъюнктуру факультета (1992 г.), с 1993 г. — на педагогических должностях. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и др. медалями.

Характеризуя статус регионов РФ в сфере ответственности за нарушения финансового законодательства, следует отметить ряд обстоятельств, а именно:

  • Субъекты не могут устанавливать наказание за преступления в финансовой сфере. Это касается в том числе административной ответственности за неправомерные деяния. Установление наказания находится в компетенции уполномоченных на это федеральных органов власти.
  • Нарушение норм бюджетного законодательства регионов страны может выступать в качестве объективной стороны преступления в финансовой сфере. Оно будет основанием для применения соответствующих мер принуждения.
  • Субъекты РФ в лице структур, исполняющих региональные бюджеты, могут привлекать преступников к финансово-правовой ответственности за совершение неправомерных деяний в порядке, который регламентирован в БК.
  • Региональные органы могут возбуждать соответствующие дела по факту злоупотребления положением посредством составления соответствующего протокола.
  • Субъекты РФ могут быть привлечены к бюджетно-правовой ответственности за те или иные нарушения в финансовой сфере.
  • Органы власти регионов, уполномоченные на исполнение финансовых планов, могут понести наказания за злоупотребления. Это также касается и должностных лиц указанных структур. За нарушения в данном случае наступает административная ответственность.

Финансовый университет входит в мировые рейтинги лучших университетов. Современная научная база дает возможность проводить обучение с помощью самых современных и передовых технологий.

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности должностным лицом органа внутреннего государственного финансового контроля обнаружено нарушение бюджетного законодательства.

Объектами нарушения бюджетного законодательства являются:

  • бюджетная система РФ;
  • перераспределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня;
  • бюджетный процесс в Российской Федерации.

Как уже отмечалось, одной из мер принуждения, применяемых органами Федерального казначейства, является бесспорное списание бюджетных средств.

В соответствии с характером и степенью вреда для общества в адрес лиц, которые нарушили бюджетное законодательство, могут использоваться несколько мер (статья 282 БК РФ).

  1. Предупреждение, касающееся ненадлежащего исполнения бюджетного процесса, используемое в случае непредставления или несвоевременного представления одного из отчетов и прочих сведений, которые требуются для составления проекта бюджета, его исполнения и контроля; несвоевременного доведения уведомлений о бюджетном ассигновании и лимите обязательств до получателя бюджетных средств; несоответствия бюджетной росписи и расходов, которые утверждены бюджетом; отсутствия соответствия между уведомлениями о бюджетных ассигнованиях и лимите обязательств бюджетной росписи; финансирования издержек сверх утвержденного лимита; предоставления бюджетного кредита с нарушением соответствующего порядка; предоставления гарантий со стороны государства или муниципалитета с нарушением установленного порядка; проведения закупок государством или муниципалитетом с нарушением установленного порядка; нарушения запрета на размещение средств бюджета на одном из банковских депозитов или их передачи в доверительное управление; несвоевременных платежей по подтвержденным обязательствам бюджета.

— приостановление предоставления межбюджетных трансфертов;

Целевое использование бюджетных средств всегда определяется в соответствии с целью выделения таких средств и выводится из кода бюджетной (экономической) классификации, по которой доведены те или иные лимиты ассигнований и объемы финансирования.

При этом операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства.

В целях реализации этого положения в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» введены ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» и ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов».

Бюджетное законодательство РФ развивается в последнее время стремительными темпами. В связи с этим расширяются и многие институты, касающиеся регулирования его норм. В частности, усилилась ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Кто и кому выставляет штрафы?

Процедура привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.4, 15.15.5 и 15.15.5‑1 КоАП РФ одинакова. Нарушения, как правило, обнаруживаются в ходе выездной проверки учреждения. Выявлять их и составлять соответствующие протоколы могут:

  • должностные лица Федерального казначейства, в том числе руководители (их заместители) его территориальных органов (ст. 23.7, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7.1, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные осуществлять муниципальный финансовый контроль (п. 7 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • инспектора Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

В то же время рассмотрение дел об административных правонарушениях по названным выше статьям отнесено к компетенции:

  • Федерального казначейства и его территориальных органов (ст. 23.7 КоАП РФ);

  • органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий) (ст. 23.7.1 КоАП РФ);

  • судов – если дело о таком нарушении возбуждено инспектором Счетной палаты РФ, уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ либо органа муниципального финансового контроля (п. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Нарушение порядка ведения бюджетного учета, порядка составления бюджетных смет.

В силу п. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н. Главные распорядители средств бюджета утверждают данный порядок согласно законодательству РФ, в том числе с учетом указанных требований.

Исходя из п. 3, 6 названных требований составление сметы – это установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в предусмотренном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

Что изменили в 2022 году

С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:

  • 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
  • 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
  • 256 — перечисление средств международным государствам.

Уголовная ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Известно, что юридическая ответственность — это государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом.

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ новыми статьями, устанавливающими административную и уголовную ответственность для должностных и юридических лиц – получателей бюджетных средств (ПБС) и средств государственных внебюджетных фондов, допустивших нерезультативное (неэффективное) их использование.

Ранее уголовная ответственность за коррупцию могла быть возложена лишь на глав самих хозяйственных структур, где госорганы власти являются основными акционерами.Теперь и руководители дочерних организаций таких структур будут нести уголовную ответственность за получение взятки, служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями или нецелевое использование бюджетных средств.

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ новыми статьями, устанавливающими административную и уголовную ответственность для должностных и юридических лиц – получателей бюджетных средств (ПБС) и средств государственных внебюджетных фондов, допустивших нерезультативное (неэффективное) их использование.

Теперь и руководители дочерних организаций таких структур будут нести уголовную ответственность за получение взятки, служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями или нецелевое использование бюджетных средств.

Предметом уголовного преступления и административного правонарушения являются бюджетные средства, к которым в соответствии со ст. 6 БК РФ относятся: дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ассигнования, бюджетный кредит.

КОАП нарушение бюджетного законодательства

Нарушение порядка осуществления бюджетных инвестиций тоже введено в КоАП РФ Федеральным законом № 118‑ФЗ – эта норма имеет отношение к тем автономным учреждениям, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Цель санкции, установленной п. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ, в том, чтобы заказчики не затягивали с началом реализации бюджетных инвестиций. По мнению законодателей, штрафы за подобные деяния нужны для усиления исполнительской дисциплины получателей бюджетных средств (в том числе бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, которым переданы полномочия госзаказчика).

Как и за невыполнение задания, ответственность здесь преду­смотрена только для должностных лиц. Но штрафы за несоблюдение порядка осуществления бюджетных инвестиций выше, нежели те, что установлены за нарушение условий их предоставления (20 000 – 50 000 руб. вместо 10 000 – 30 000 руб.). Иными словами, наказание за затягивание сроков реализации бюджетных инвестиций будет строже, чем за проступки, совершенные в процессе их реализации.

Читайте также:  Как рассчитать налог ЕНВД: в помощь бухгалтеру

В свою очередь, ответственность за несоблюдение условий предоставления бюджетных ассигнований (бюджетных инвестиций и субсидий) остались прежними. При этом действие норм ст. 15.15.5 КоАП РФ распространяется на все виды субсидий –на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, на иные цели, на выполнение задания (в части, не касающейся недостижения его показателей).

Процедура привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.4, 15.15.5 и 15.15.5‑1 КоАП РФ одинакова. Нарушения, как правило, обнаруживаются в ходе выездной проверки учреждения. Выявлять их и составлять соответствующие протоколы могут:

  • должностные лица Федерального казначейства, в том числе руководители (их заместители) его территориальных органов (ст. 23.7, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7.1, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные осуществлять муниципальный финансовый контроль (п. 7 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • инспектора Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

В то же время рассмотрение дел об административных правонарушениях по названным выше статьям отнесено к компетенции:

  • Федерального казначейства и его территориальных органов (ст. 23.7 КоАП РФ);

  • органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий) (ст. 23.7.1 КоАП РФ);

  • судов – если дело о таком нарушении возбуждено инспектором Счетной палаты РФ, уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ либо органа муниципального финансового контроля (п. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Из всего сказанного следует, что в части использования средств, выделенных из бюджета, автономные учреждения подвергаются двум видам контроля – со стороны административных органов и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя. Яркий пример тому – случай невыполнения государственного (муниципального) задания. В отношении учреждения, допустившего подобный проступок, станут применяться два способа финансового воздействия: возврат остатка субсидии, образовавшегося в связи с недостижением показателей задания (инициирует орган-учредитель), и административный штраф (выставляет контролирующий орган).

Аналогичным образом складывается ситуация и в отношении соблюдения условий предоставления субсидий. Как пояснил Минфин в Письме от 28.04.2016 № 02‑10‑06/24775, возврат субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и наложение штрафа на нарушителя указанных условий имеют различную правовую природу и двойным наказанием не являются. Необходимость возврата субсидий при нарушении условий их предоставления направлена прежде всего на стимулирование добросовестного исполнения получателями условий предоставления средств из бюджета и обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Обязанность вернуть субсидию нацелена на восстановление права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, и такая обязанность ответственностью не является. Ответственность же наступает на основании ст. 15.15.5 КоАП РФ – за противоправные действия (бездействие) виновного лица.

В теории права традиционно выделяют 5 видов ответственности:

  • Уголовную.
  • Административную.
  • Материальную.
  • Дисциплинарную.
  • Гражданскую.

Материальная ответственность наступает при причинении работником вреда предприятию. Дисциплинарное наказание может использоваться при невыполнении внутреннего производственного распорядка. В связи с этим отношения в рамках финансовой сферы не охраняются данными нормами.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства определяется в качестве обязанности субъекта, который нарушил бюджетное законодательство, претерпеть лишения властного характера со стороны государства, что отражается использованием санкций в его адрес.

Замечание 1

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) порядка формирования и рассмотрения проектов бюджетов, как и ненадлежащее утверждение бюджетов, исполнение и контроль исполнения бюджетов, которые устанавливает БК РФ, представляет собой нарушение бюджетного законодательства нашего государства. Подобные действия могут повлечь использование мер принуждения для нарушителей (ст. 281 Бюджетного Кодекса РФ).

В число оснований бюджетной ответственности в праве включено бюджетное правонарушение. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ предусмотрена статьей 283 БК РФ. Она включает список оснований, которые предполагают использование мер принуждения за нарушенное бюджетное законодательство. Это может быть неисполнение законов (решений) о бюджете; нецелевое применение средств бюджета; отказ перечислять бюджетные средства в адрес получателей этих средств; не в полной мере перечисленные бюджетные средства их получателям; несвоевременный перевод средств бюджета в адрес получателей; несвоевременное зачисление данных средств на счета получателей; несвоевременное предоставление сведений и отчетов, которые связаны с исполнением бюджета.

В соответствии с характером и степенью вреда для общества в адрес лиц, которые нарушили бюджетное законодательство, могут использоваться несколько мер (статья 282 БК РФ).

  1. Предупреждение, касающееся ненадлежащего исполнения бюджетного процесса, используемое в случае непредставления или несвоевременного представления одного из отчетов и прочих сведений, которые требуются для составления проекта бюджета, его исполнения и контроля; несвоевременного доведения уведомлений о бюджетном ассигновании и лимите обязательств до получателя бюджетных средств; несоответствия бюджетной росписи и расходов, которые утверждены бюджетом; отсутствия соответствия между уведомлениями о бюджетных ассигнованиях и лимите обязательств бюджетной росписи; финансирования издержек сверх утвержденного лимита; предоставления бюджетного кредита с нарушением соответствующего порядка; предоставления гарантий со стороны государства или муниципалитета с нарушением установленного порядка; проведения закупок государством или муниципалитетом с нарушением установленного порядка; нарушения запрета на размещение средств бюджета на одном из банковских депозитов или их передачи в доверительное управление; несвоевременных платежей по подтвержденным обязательствам бюджета.

КоАП РФ отдельно рассматривает предупреждение как основное административное наказание.

  1. Блокировка расходов в качестве меры предусматривает невозможность применения выделенных бюджетных средств (используется на любой стадии исполнения бюджета).

Если взять во внимание постановление Правительства РФ, принятое в апреле 2004 года (№ 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации»), то Минфином России осуществляется блокирование расходов и отменяется блокировка расходов федерального бюджета, а также используются прочие санкции, которые предусмотрены бюджетным законодательством государства.

  1. Изъятие средств бюджета в качестве предупредительной меры. Она предусмотрена за нецелевое применение средств бюджета; несоблюдение обязательного зачисления бюджетных доходов; финансирование расхода, который превысил лимиты бюджетных обязательств; нарушенный запрет по размещению средств бюджета на банковском депозите (передачу средств в доверительное управление); предоставление инвестиций из бюджета с нарушением определенного порядка; предоставление кредитов бюджета с нарушением соответствующих условий; невозврат (несвоевременный возврат) средств бюджета, которые были получены на возвратной основе; отсутствие соответствия между уведомлениями о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи.
  2. Приостановка операций на счетах кредитной организации. Эта мера состоит в том, что уполномоченный орган имеет право приостановить любую текущую операцию организации (учреждения), которая использует денежные средства из федерального бюджета.
  3. Взыскание штрафа, которое осуществляется по законодательству об административных правонарушениях. Мера состоит в том, что происходит взимание с лиц, которые допустили нарушение бюджетного законодательства, денежной суммы в качестве наказания за допущенные нарушения.
  4. Взыскание начисленных пени. В число мер принуждения, которые применяются в отношении нарушителей бюджетного законодательства, относится в этом случае правовая конструкция «взыскание начисленных пени».

Пеня в качестве меры принуждения используется в бюджетном праве в дополнение к основным мерам наказания. Ее могут применить за невозврат (несвоевременный возврат) средств бюджета, которые были получены на возвратной основе, несвоевременное перечисление или полное неперечисление процентов за использование бюджетных средств и др.

К другим мерам, которые рассматривает статья 282 БК РФ, относятся меры принуждения, которые предусматривает законодательство о бюджете.

В общем регулирование процесса привлечения к финансовой ответственности происходит на подзаконном уровне. В число нормативных актов входят приказы Минфина России.

Замечание 2

Административная ответственность может наступать за соответствующие нарушения бюджетного законодательства, которые включают признаки одного из административных правонарушений.

КоАП РФ закрепляет несколько составов нарушений в бюджетном законодательстве: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; нарушенные сроки возврата средств, получение которых обусловлено возвратной основой; нарушенные сроки оплаты за использование бюджетных средств.

Функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере осуществляются Росфиннадзором, который занимается рассмотрением дел об административных правонарушениях. Это касается любых получателей средств федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов.

Замечание 3

Иногда наступает уголовная ответственность, которая предусмотрена за определенные нарушения бюджетного законодательства. УК РФ призван устанавливать ответственность, наступающую за нецелевое применение средств из бюджета, внебюджетных фондов государства.

В число мер уголовной ответственности в этой сфере необходимо включить все нарушения бюджетного законодательства, которые включают признаки преступлений. Может быть наложен арест, штраф, лишение свободы определенных лиц, лишение права занимать определенную должность, вести соответствующую деятельность.

Нарушением считается реализация действий вразрез с нормами действующих актов в сфере правового регулирования бюджетных отношений. В некоторых случаях причиной неблагоприятных тенденций может стать бездействие всех видов распорядителей финансовых ресурсов. Меры ответственности могут быть инициированы на основании:

  • ненадлежащего уровня подготовки проекта бюджета;
  • утверждения бюджета с нарушением регламента;
  • халатного отношения к исполнению бюджетов всех уровней.

К нарушителям бюджетного порядка могут применяться меры принуждения, перечисленные в ст. 306.2 БК:

  1. Взыскание средств без права оспаривания.
  2. Взыскание сумм без права оспаривания в качестве пеней при нарушенных сроках возврата бюджетных средств.
  3. Уменьшение объема трансфертов (не затрагиваются субвенции).
  4. Приостановление процедуры по предоставлению межбюджетного трансферта.

Гл. 30 Бюджетного кодекса классифицирует нарушения на такие группы:

  • нецелевая трата средств из бюджета (ст. 306.4);
  • отказ возвращать или возврат с просрочкой бюджетных кредитных ресурсов (ст. 306.5);
  • нарушение сроков или полный отказ от внесения платы за пользование кредитными средствами (ст. 306.6);
  • невыполнение условий выделения средств в форме бюджетного кредита (ст. 306.7);
  • нарушения в сфере предоставления или расходования средств из межбюджетных трансфертов (ст. 306.8).

Нецелевой расход средств определяется путем сопоставления предписанных бюджетом целей и направления фактических трат выделенных сумм. Если деньги полностью или частично были использованы не по обозначенному бюджетной сметой направлению, выявленный факт приравнивается к нарушению. В отношении обнаруженного нецелевого расходования средств из межбюджетных субсидий, субвенций и других трансфертов, кредитов применяется мера принуждения в виде бесспорного взыскания.

Если финансовый орган задержал возврат кредита или отказался от его погашения, то на сумму остатка начисляется пеня. Она рассчитывается путем вычисления 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просроченного платежа. Вместо этой процедуры может быть инициировано приостановление процедур предоставления разных видов межбюджетных трансфертов. Допускается совместное применение к одному финансовому органу обеих мер принуждения.

ВАЖНО! При решении о приостановке выделения межбюджетных трансфертов правило не затрагивает субвенции.

Аналогичный порядок действий используется при просроченной плате за пользование ранее предоставленным бюджетным кредитом. Когда рассматривается вопрос о нарушении условий выдачи или обслуживания кредитных средств, полученных из другой бюджетной структуры, оцениваются два фактора:

  • имеет ли место нецелевой расход;
  • какие условия были нарушены, по каким причинам.

При подтверждении факта нарушения инициируется взыскание сумм, которые были использованы неправомерно из кредитных средств. Дополнительно могут накладываться ограничения в отношении предоставляемых межбюджетных трансфертов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *